11 канал
13 декабря 2017 | 01:45

Обіцяного відкриття Нового мосту так і не сталось Обіцяного відкриття Нового мосту так і не сталось

12 декабря 2017 17:46

Після цілого року корупційних скандалів, блатних машин на переправі, зривів строків реконструкції та безкінечних заторів на набережній і Старому мосту. Може хоч тепер рух транспорту нарешті нормалізується? Із черговою надією на Новий міст вирушив наш «Свідок зрад і перемог».

18:13Понад двісті скарг надійшло цього року на харчування в дитячих садках міста
18:12Кайдацький міст отримав подарунок на честь свого 35-річчя
17:50У Дніпрі підбили підсумки муніципального проекту «Університет третього віку»
17:47Тривають реконструкції фасадів десяти історичних об’єктів на центральному проспекті
17:50Вже півроку мешканці будинку № 21 на вул. Гончара живуть без газу
НОВОСТИ АНОНСЫ ПРОГРАММЫ РЕКЛАМА

Поиск по алфавиту

Защита Лужина

Художественный фильм «Защита Лужина»

По роману Владимира Набокова.

Это фильм о гении, придумавшем блестящую шахматную защиту, но беззащитном перед обыденной жизнью. Это история о безысходном конфликте героя-одиночки и толпы, жаждущей хлеба и зрелищ, история вундеркинда, жертвы своего испепеляющего дара, история трагической любви, грубой реальности и призрачных воспоминаний.

Кинематографическая инкарнация этого знаменитого произведения ожидалась любителями литературы и с нетерпением, и с изрядной долей скепсиса. Дело в том, что отношения кинематографа с литературным англо- и русскоязычным наследием Набокова сильно противоречивы. С одной стороны, тексты Набокова “кинематографичны” настолько, что сами просятся на пленку. Современные писателю критики, кто - с раздражением, кто - с восторгом, отмечали сходство повествовательной манеры ранних романов Набокова (тогда носившего псевдоним “Сиринъ”) с приемами кинематографа. Набоков - мастер деталей. Он поэтизирует их, находя ошеломляюще точные метафоры для описания частностей. С другой стороны, ничего хорошего, по большей части, из опытов экранизации не выходило. Архивные “Смех в темноте” Тони Ричардсона и “Король, дама, валет”, классическое “Отчаяние” Райнера Вернера Фассбиндера... Две “Лолиты” - Стенли Кубрика и Адриана Лайна, оба раза, опять-таки, получились скандальными из-за какой-то мифической “детской порнографии” и прочей ахинеи, а главное - тоска по потерянному раю, детству, персонифицированному в образе девочки-подростка - осталось не воплощенным.

Кстати, когда Набоков только писал роман “Ада, или радости страсти” (Ada, or Ardor), права на экранизацию произведения студия Columbia Pictures купила за полмиллиона долларов. Роман не экранизирован до сих пор. “Защите Лужина” повезло больше - ее сделали примерно за год, снимая в Италии и Венгрии на потрясающе выразительной, исторической натуре. Отель, в котором живут герои картины - итальянская вилла 19-го века, итальянские сцены сняты в Бергамо, а улицы дореволюционного Санкт-Петербурга “нашли” в Будапеште.

Режиссер картины, голландка Марлин Горрис, прочла роман уже после того, как ей понравился сценарий, который написал англичанин Питер Берри. Свою экранизацию называет “вольной”. Фильм английский, часть денег дали американцы. Лужина играет превосходный американский актер Джон Туртурро. Потрясающие места для съемок были найдены в Будапеште. Интерьер мэрии снимался в старом музее, а несколько полузаброшенных зданий были декорированы, чтобы изобразить Санкт-Петербург рубежа веков и Италию 1920-х годов.

Марлен Горрис очень хвалит художника-постановщика Тони Барроу, который "поднял фильм на более высокий уровень, чем это первоначально планировалось. Благодаря тому, что он блестяще использовал натуру, фильм выглядит как очень дорогая постановка".

Роман Набокова и вправду загадочный. Отчего странный и великий шахматист Лужин выбрасывается в окно? В. Ходасевич винил творчество – оно превращает художника в автомат, не приспособленный к действительности. Г. Адамович полагал, что роман вообще “выдуманный, надуманный”. Наконец, сам Набоков говорил, что “череда обиходных событий” (то есть жизнь?) – это подобие шахматной атаки, “разрушающей до основания душевное здоровье бедного героя”.

Как бы там ни было, загадочное произведение перенесли на экран. Зритель, хоть и не массовый, ходит и смотрит с интересом. Критика благосклонна. На Интернете есть сайт “Гнилые помидоры”, где помещают рецензии ведущих кинообозревателей. Из первых 27 рецензий было 8 “гнилых помидоров”, остальные “свежие”. Хвалят актеров, великолепные места съемки (озеро Комо в Италии), художников, киногеничность шахматной игры. Аннотация объясняет, про что фильм: “Столкновение двух миров, когда эксцентричный гений влюбляется в волевую светскую красавицу”.

Невеста гения – Эмили Уотсон, все та же Эмили Уотсон с милой лукавинкой в лице, невинная и решительная, жертвенная и страстная – и бесконечно женственная – какой мы впервые увидели ее у Ларса фон Триера в "Рассекая волны", а сам малопривлекательный набоковский гений-безумец, рыхлый, тучный, скучный и грязный Лужин, превращен в слегка неряшливого, рассеянного чудака (вроде экранного профессора в очечках), и предстает он в облике эксцентричного коэновского Джона Туртурро, не лишенного обаяния (мешковатый пиджак, дыра в кармане, галстук набекрень лишь придают ему милый шарм).

Только один критик – Гленн Кенни из журнала “Премьер” – читал Набокова. Он считает, что фильм – о том, “как с шахматистом более или менее уживается его подружка. Это, скажем прямо, не то, о чем книга. Впрочем, для Горрис, в чьих предыдущих фильмах красуются так называемые сильные женские характеры, это вполне понятно”. От финала Кенни приходит в негодование. Его рецензия озаглавлена “Набоков для чайников”.

Но чайникам нравится симпатичный, одаренный Лужин и его преданная подруга.

Киноязык привнес в роман новое содержание. Сама Горрис говорила: “Меня заинтересовала неспособность человека жить двумя страстями... две страсти могут разорвать человека на куски”. Получилась отменная мелодрама с хэппи эндом: та самая беспроигрышная “защита Лужина” сработала: Турати (Фабио Сартор) побежден, Лужин умер, но шахматное дело его живет!

«Защита Лужина» - версия и вариант, вернее, вариация на заданную тему: шахматист, видящий мир как доску, а жизнь - как партию, пытающийся выстроить универсальную защиту. Вариация удачная, поскольку цельная, хотя и далекая от одноименного романа великого писателя Набокова. Однако позволим себе мнение: хороший фильм хорошей книге повредить не может, даже если он на нее не похож. Особенно в том случае, если художественная значимость книги заведомо выше - никакая экранизация ее не победит, ни хорошая, ни плохая. Так что несчастная судьба набоковского Лужина и романтическая любовь героев Уотсон и Туртурро останутся в истории в качестве двух отражений одной истории. Набоков ничуть не пострадает. Владимир Владимирович в защите со стороны критиков и читателей не нуждался при жизни, не нуждается и сейчас. Поэтому перестанем защищать Набокова и наконец подумаем о защите бедного Александра Ивановича Лужина.

РежиссерМарлин Горрис
ПроизводствоФранция-Великобритания, 2000
В роляхДжон Туртурро, Эмили Уотсон, Стюарт Уилсон
ЖанрДрама
ПОГОДА
Днем

Температура: 8 С°

Ветер: 5,56 м/с

Ночью

Температура: 6 С°

Ветер: 5,56 м/с

КУРСЫ ВАЛЮТ
 EUR   32.01
 RUB   0.46
 USD   27.14
01:30Стоп 10
02:15НОВОСТИ 11 КАНАЛА
02:45Музыкальный калейдоскоп
Телепрограмма:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
 
ТЕЛЕПРОГРАММА ПРЯМОЙ ЭФИР ВАКАНСИИ О КАНАЛЕ