Новая карта ДНК позволит находить “плохие” гены

Ученые создали карту ДНК, на которой отмечены гены, отвечающие за отличие людей друг от друга. По мнению исследователей, это позволит определить гены, “виновные” в диабете, сердечных и других болезнях.

В новой карте отражены “множество изменений, по которым мы будем изучать генетику болезней”, – сказал доктор Дэвид Альтшулер (David Altshuler), руководитель проекта, в котором участвовали более 200 исследователей из шести стран. Знания о генах, отвечающих за болезни, необходимы ученым для диагностики, и поиска методов лечения. Однако гены, делающие человека предрасположенным к сердечным заболеваниям, раку, диабету, астме и другим хроническим недугам, до сих пор было чрезвычайно трудно найти. Карта HapMap, от термина haplotype – тип неполного антигена – позволит отыскивать “болезнетворные” гены, сравнивая ДНК больных людей со здоровыми.Пока неясно, как много генов будет обнаружено и насколько полезными они окажутся, говорит Альтшулер. Он считает, что исследования не приведут к созданию новых методов лечения еще лет 5-10.

Данные уже были использованы для нахождения гена, связанного с дегенерацией желтого пятна сетчатки глаза, сказал участник проекта доктор Линкольн Штейн (Lincoln Stein) из лаборатории Cold Spring Harbour в Нью-Йорке. Карта описана в выпуске журнала Nature. В проекте участвовали ученые Великобритании, Канады, Китая, Нигерии, США и Японии. Результат получили на основе анализа ДНК 269 человек из Нигерии, Пекина, Токио и штата Юта.

ДНК человека состоит более чем из 3 млрд. блоков, последовательности которых формируют гены. Гены – это своего рода слова, составленные из букв-блоков. У двух людей неродственников набор букв совпадает на 99,9%, однако существуют миллионы различающихся, называемых SNP, которые и отличают людей друг от друга. На карте показаны более миллиона таких SNP, формирующих шаблоны: человек, у которой есть определенная версия SNP, скорее всего, будет обладать другими сопутствующими SNP. Создание карты ассоциаций упрощает анализ отличий, а это позволяет ученым использовать большие участки SNP как признаки склонности к болезням или определения реакции на определенные лекарства, сообщило агентство AP.