11 канал
19 ноября 2017 | 12:43

Більше 140 тисяч дніпрян законно заощаджують на одній з комунальних послуг Більше 140 тисяч дніпрян законно заощаджують на одній з комунальних послуг

17 ноября 2017 17:48

Мова йде про використання двозонних лічильників, що вночі рахують електроенергію за вдвічі нижчим тарифом. Тож користувачі сплачують на 15—20% менше звичайного. Фахівці переконують: якщо пристосуватися до використання електроприладів переважно в нічний час, економія може сягати 40%.

17:51Головне управління Державної міграційної служби в області переїхало у нове приміщення
17:49Обласна влада осучаснює найбільший навчальний заклад Верхньодніпровського району
17:30Сьогодні Міжнародний день недоношених дітей
17:27Учасники АТО із Нікополя здобуватимуть вищу освіту в НМетАУ
16:55В обласному центрі проведуть європейський музичний форум
НОВОСТИ АНОНСЫ ПРОГРАММЫ РЕКЛАМА

Поиск по алфавиту

Старик Хоттабыч

Художественный фильм «Старик Хоттабыч»

Экранизация одноименной повести Л. Лагина

Московский школьник Волька находит старинный сосуд, из которого появляется бодрый, наивный, преданный мальчику сказочный джин.

В этом году киносказке исполняется 50 лет.

Лента Геннадия Казанского пользовалась огромным успехом у советского зрителя и даже была отмечена почётной грамотой на Кинофестивале в Ванкувере.

Работу над фильмом начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.

– На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминает Геннадий Иванович Худяков (Женька Богорад). – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – тоже был большой конкурс. Говорят, что на эту роль пробовались и Евгений Лебедев, и Георгий Вицин. Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика , режиссер сразу же воскликнул: «Берем!» Кстати, во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримерного пластилина.

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с самого начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился.

– На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, – делится тайной Алексей Литвинов (Волька). – А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Знаменитую сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов были даны дома московские, например знаменитые «высотки».

В сочинском санатории имени Ворошилова снимали сцены, когда старик Хоттабыч с юными друзьями попадают в пансионат. Помните, во дворе этой лечебницы бил шикарный фонтан? Оказывается, до этих съемок много лет фонтан не работал и лишь по настоянию директора киногруппы его починили и запустили.

Проходили съемки и в Одессе. Там доснимали то, что не успели снять в Сочи. Например, как Хоттабыч и Волька едут на верблюде по городу. Специально для этого купили верблюда. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизодах, когда Хоттабыч показывает фокусы в цирке (помните, у него на руке акробаты выступают?!) на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда, поэтому пришлось ограничиться акробатами.

–Поскольку все съемки в фильме проходили летом, школу мы не пропускали, –рассказывает Алексей Литвинов (Волька). – Только в Одессе, где были в сентябре, мы с Геной ходили в местную школу учиться. Днем учимся, а вечером снимаемся.

Самые последние съемки проходили в Москве, где работали уже над началом фильма. Например, именно в Москве-реке Волька и Женька находят бутылку с джинном. И потом с ребятами начинают происходить настоящие чудеса.

Книга Лазаря Лагина, впервые вышедшая в свет в 1938 году, а потом не раз переработанная автором, на протяжении многих десятилетий была любимым детским чтением. Популярность истории про джина Гассана ибн Хоттаба и выпустившего его из кувшина советского пионера Вольку Костылькова резко возросла после выхода в 1956 году фильма Геннадия Казанского "Старик Хоттабыч".

Говорят:

Лагин был человек очень политизированный. Политизирована и его книга "Старик Хоттабыч". Что породило ряд курьезов.

Ему бедному потом пришлось совершать всякие изменения с географией, поскольку в первой редакции, в 40-м году, двух друзей Вольки, которые неуважительно к нему отнеслись, Хоттабыч забрасывает в Индию. Продает в рабство. Как вы понимаете, когда в 57-м году было задумано переиздание, слоган был "Хинди-руси бхай-бхай" - "Индийцы и русские - братья!", и о том, чтобы изображать рабовладельческую Индию, не могло быть речи. Лагину пришлось заменить Индию Йеменом.

Любопытно этот эпизод решен в фильме Казанского, который вышел в 56-м году. Там оставили Индию, но когда Хоттабыч забрасывает одного мальчика на Восток, а потом и они Волькой отправляются того вызволять, то видят следующую картину: никто этого московского школьника не угнетает, а наоборот, его обожают. Он увешан гроздьями бананов, его подбрасывают в воздух, обнимают, целуют и кричат "Хинди-руси бхай-бхай". У Хоттабыча ничего не вышло, он отправил его в дружественную страну.

Он не в силах показать превосходство советской жизни над Хоттабычем, и, по литературному пропагандистскому шаблону, перемещает его за границу, чтобы показать, наоборот, мерзости капиталистического мира. Там описана какая-то несусветная нищета в Италии, в одном из вариантов мальчика продают в рабство, дан отвратительный образ американского миллионера.

Вероятно, как сценарист он оказался лучше, чем литератор, который постоянно переделывал свой текст. Поэтому часто все лучшее, талантливое и концептуальное в книге перешло в фильм. Выбрано все интересное, плодотворное, эксцентричное и глубокое. Очень слоистая картина со многими смыслами. Страна должна знать своих героев. Мы плохо знаем кинорежиссеров, которые и сейчас работают с нами и работали раньше. Например, Геннадий Казанский. Он снял фильм "Старик Хоттабыч" и любимый фильм советского народа "Человек-амфибия". Один и тот же типологический сюжет: идеальный человек - почти мотив Достоевского. Достоевский, как известно, когда писал "Идиота", говорил, что идеальный человек пришел в мир, и мир его не принял. Это, по сути дела - Ихтиандр: идеальный человек пришел в буржуазный мир, мир его не принял. Старик Хоттабыч пришел в замечательный советский мир, и мир его как бы принял, но принял очень странно, переделал. В фильме Казанского мы видим, что всесильный джинн способен только на то, чтобы выступать в цирке, видите ли. Но в повести Лагина куда более страшный сюжет. Всесильный джинн становится советским обывателем, доминошником, радиолюбителем и читателем советской прессы, не отличаясь от старичков на дворе. Вот те раз. Насколько грустный конец сказки.

РежиссерГеннадий Казанский
ПроизводствоСССР, 1956
В роляхНиколай Волков, Алеша Литвинов, Гена Худяков, Лева Ковальчук, Майя Блинова, Ефим Копелян, Александр Лариков, Владислав Романов, Евгений Весник
ЖанрСемейный фильм
ПОГОДА
Днем

Температура: 7 С°

Ветер: 1,67 м/с

Ночью

Температура: 4 С°

Ветер: 1,67 м/с

КУРСЫ ВАЛЮТ
 EUR   31.26
 RUB   0.44
 USD   26.50
11:55Стоп 10
13:30Телемагазин
14:30В мире животных
Телепрограмма:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
 
ТЕЛЕПРОГРАММА ПРЯМОЙ ЭФИР ВАКАНСИИ О КАНАЛЕ