11 канал
20 ноября 2017 | 09:44

Більше 140 тисяч дніпрян законно заощаджують на одній з комунальних послуг Більше 140 тисяч дніпрян законно заощаджують на одній з комунальних послуг

17 ноября 2017 17:48

Мова йде про використання двозонних лічильників, що вночі рахують електроенергію за вдвічі нижчим тарифом. Тож користувачі сплачують на 15—20% менше звичайного. Фахівці переконують: якщо пристосуватися до використання електроприладів переважно в нічний час, економія може сягати 40%.

17:51Головне управління Державної міграційної служби в області переїхало у нове приміщення
17:49Обласна влада осучаснює найбільший навчальний заклад Верхньодніпровського району
17:30Сьогодні Міжнародний день недоношених дітей
17:27Учасники АТО із Нікополя здобуватимуть вищу освіту в НМетАУ
16:55В обласному центрі проведуть європейський музичний форум
НОВОСТИ АНОНСЫ ПРОГРАММЫ РЕКЛАМА

Поиск по алфавиту

Жила-была девочка

Художественный фильм «Жила-была девочка»

История двух маленьких блокадниц в осажденном Ленинграде - семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. Голод, холод, путешествия через вымерзший город к Неве с санками за водой, смерть матери, ранение - все это выпало на долю детей, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны.

Латунная медаль Виктору Эйсымонту на МКФ в Венеции-1946.

Пожалуй, есть два документа, свидетельствующие против войны сильнее прочих, - в силу того что это дневники детей, девочек. Один объемистый, величиной в целую книгу. Он принадлежит голландской еврейке Анне Франк. Второй - маленький, размером в осьмушку листа, написанный крупным детским почерком. Он принадлежит ленинградке Тане Савичевой. Последняя запись в нем: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". Нелегко, надо полагать, было авторам фильма " Жила-была девочка ", имея перед глазами подобный документ, пытаться рассказать о такой же девочке из блокадного Ленинграда, воплотив на экране хоть и вобравшую реальные факты, но все же вымышленную историю.

Само это соединение - ребенок и блокада - настолько вопиющее, что уже одна лишь мысль о нем больно ударяет в сердце. И кажется: любые художественные изыски здесь будут опасны, слишком вероятен переход за грань меры - в сторону неуместной патетики или столь же неуместной сентиментальности.

Ничем не мог помочь авторам и опыт, уже накопленный детским кинематографом к моменту появления картины Виктора Эйсымонта в 1944 году. Стереотип советского фильма для детей вполне сложился в 30-х годах: он был пропитан официальной идеологией ничуть не меньше, чем картины для взрослых. Существовали даже нормативы актерского поведения юных исполнителей - ряд наработанных приемов. Дети - народ куда более догадливый, чем это зачастую кажется взрослым, они очень хорошо знают, как понравиться, и быстро усваивают правила игры, идеологической в том числе.

Впрочем, само название " Жила -была девочка " вселяет некоторое спокойствие своей традиционно-сказовой нейтральностью, сдержанностью - без хватания зрителя за рукав, без плакатной пафосности, хотя это могло быть извинительно в 1944, военном году. Спокойный повествовательный тон сохранится и на протяжении всего фильма, вопреки надрывающему душу материалу. Не оттого ли, что автор сценария Владимир Недоброво сам пережил блокаду в Ленинграде и для него была исключена какая-либо спекуляция на теме?

Сдержанность свойственна и режиссуре Эйсымонта . Он предпочитает, что называется, работать на деталях, и нужно отдать должное, это ему удается.

Но прежде надо было отыскать удивительную главную героиню по имени Настенька - Нину Иванову с ее строгими, ясными глазами, высоким чистым лбом, с грацией гадкого утенка, в котором уже угадывается лебедь. Эйсымонт открыл в ней не только актрису, но актрису со своей темой: твердости и достоинства, И рядом со степенной и не по годам зрелой Настенькой смешная, каскадная Катя - четырехлетняя Наташа Защипина. Эта - вся фейерверк, вся напоказ! Уж будьте уверены, она-то знает, как понравиться. Прирожденная актриса, к тому же с отчетливой краской характерности Наташа Защипина, что называется, ворвалась в кино и мгновенно стала "нарасхват" - снималась после своего дебюта с постоянством профессионала, встав в один ряд со взрослыми, любимыми народом актрисами.

Да, Эйсымонт умел работать с детьми. Как замечательно работает у него этот дуэт! При том что каждая девочка уверенно ведет свою партию, свою тему: Нина - суровую, драматическую, Наташа - комедийную, характерную. И обе сходятся в непобедимо - вопреки войне - жизнеутверждающем, детском мировосприятии.

Сегодня, когда многое известно о ленинградской блокаде, о которой написаны книги и сняты фильмы, есть риск недооценить картину Эйсымонта . Между тем она была одним из первых горьких и убедительных свидетельств о трагической зиме 1941/42 года. Фильм давал о ней достаточно полное представление.

Фильму Эйсымонта свойственна достоверность в изображении среды, не всегда бывшая доступной даже и лучшим лентам военной поры. Ведь большинство из них снимались в Алма-Ате или в Ташкенте. И в тех же "Двух бойцах", где речь идет о ленинградском фронте, выход "на натуру" оказывался зачастую рискованным - подделка, вопреки стараниям авторов, бросалась в глаза. У Эйсымонта же и оператора Граира Гарибяна была возможность снимать на месте событий - в самом Ленинграде. Возможность, впрочем, оплаченная немалым риском: так, например, Наташа Защипина со своей мамой добирались на съемки через линию фронта.

РежиссерВиктор Эйсмонт
ПроизводствоСССР, 1944
В роляхНина Иванова, Наталья Защипина, Вера Алтайская, Александр Лариков
ЖанрДрама
ПОГОДА
Днем

Температура: 5 С°

Ветер: 7,22 м/с

Ночью

Температура: -1 С°

Ветер: 7,22 м/с

КУРСЫ ВАЛЮТ
 EUR   31.26
 RUB   0.44
 USD   26.50
ТЕЛЕПРОГРАММА ПРЯМОЙ ЭФИР ВАКАНСИИ О КАНАЛЕ