11 канал
22 июля 2017 | 05:43

У Дніпрі Генеральний прокурор Юрій Луценко влаштував нараду із підлеглими семи прокуратур У Дніпрі Генеральний прокурор Юрій Луценко влаштував нараду із підлеглими семи прокуратур

21 июля 2017 18:18

За його словами, розкриття злочинів за останні півроку по країні покращилося. Втім деякі обласні прокуратури таки погіршили показники своєї роботи, за що очільники можуть понести покарання.

18:23Зірки світового джазу вже прибувають до Дніпра
18:21Подорож акварельним містом можна здійснити у будинку-музеї Дмитра Яворницького
18:08На Дніпропетровщині правоохоронці розкрили замовне вбивство
18:28Діти з Дніпра потруїлися на відпочинку у таборі санаторного типу «Лазурний» в Бердянську
18:24Гроші з екофонду потопають у річках Дніпропетровщини
НОВОСТИ АНОНСЫ ПРОГРАММЫ РЕКЛАМА

Поиск по алфавиту

Республика ШКИД

Художественный фильм «Республика ШКИД»

По мотивам одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева.

20-е годы. На улицах Питера полно беспризорников, которых вылавливают и отправляют в детские приемники. В одном из них бывшие беcпризорники и воришки отданы на перевоспитание в школу полутюремного режима имени Достоевского - сокращенно ШКИД. Этим приютом управляет директор Сорокин. Однако хулиганы и воры всех мастей не желают менять своих привычек. Директор предлагает ребятам самоуправление без поблажек и с наказаниями за нарушение дисциплины. Он приучает ребят уважать и любить свой и чужой труд. И постепенно формируются души и характеры детей, происходит их духовное и гражданское становление.

Приз ВКФ в Ленинграде, 1967

В 1968 году фильм удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля. Лидер проката (1967, 12 место) - 32.6 млн. зрителей.

Первой книге молодого автора редко удается пробить себе дорогу к широкой читательской аудитории. Еще реже выдерживает она испытание временем.

Немногие из начинающих писателей приходят в литературу с уже накопленным жизненным опытом, со своими наблюдениями и мыслями. Одним из счастливых исключений в ряду первых писательских книг была «Республика Шкид», написанная двумя авторами в 1926 году, когда старшему из них – Г. Белых – шел всего лишь двадцатый год, а младшему – Л. Пантелееву – не было еще и восемнадцати.

Григорий Белых и Алексей Пантелеев - авторы повести " Республика Шкид " - вошли в жизнь не таким прямым и открытым путем, каким вошел в нее, например, Гайдар. Оттого и повесть их полна сложных житейских и психологических изломов и поворотов.

Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба

готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они

легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать "человеческой пылью",

если бы молодая Советская республика с первых лет своего существования не

начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества

будущих граждан, сделавшихся с детства "бывшими людьми".

Один из авторов - Григорий Белых - безвременно погиб, едва перешагнув за тридцать. Другой - Л.Пантелеев - давно уже стал видным писателем. Его повести и рассказы - "Часы", "Пакет", "Честное слово", "На ялике", "Ленька Пантелеев", "Маринка",

"Новенькая", "Индиан чубатый", "Рассказы о Кирове" и другие - были популярны у

нас в стране и переведены на многие зарубежные языки.

Фильм «Республика ШКИД» режиссера Геннадия Полоки известен гораздо больше, чем повесть Григория Белых и Алексея Пантелеева, по которой он снят. А жаль — и не потому, что фильм плохой, а книга хорошая. Картина Полоки как раз сделана мастерски: здесь в меру комического, в меру патетического, а эффектов всяких — без меры; один Сергей Юрский в главной роли чего стоит! Повесть же, напротив, — неровная и сырая: ее стиль часто сбивается на школьное сочинение, в сюжете немало неувязок, приемы сплошь и рядом работают вхолостую. И все-таки жаль: тот, кто ограничится фильмом, так ничего и не узнает о республике бывших беспризорников, реально существовавшей в Петрограде двадцатых годов (Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, сокращенно — ШКИД).

Не узнают, потому что кино о ШКИДе — это слишком кино. Киношные цитаты, киношные перипетии, киношные трюки совершенно заслоняют историческую реальность ШКИДы, а ведь факты ее истории намного интереснее, чем кино.

Интересно уже то, что эти факты в свое время совсем не понравились Антону Макаренко. Вот что он писал об опыте основателя ШКИДы Викниксора (педагога-новатора В. Н. Сороки-Росинского): повесть представляет воспитательную работу «в жалком состоянии»; «эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи».

В повести Белых и Пантелеева речь идет не о подвиге педагогов, а о стихийном творчестве самих воспитуемых, одинаково мощном как в сочинительстве или актерстве, так и в жульничестве или бузе. В школьной республике было все, что должно быть в настоящей республике: в период увлечения шкидцев журналистикой они выпускали до шестидесяти газет (то есть по одной на брата), потом они устраивали музей, театр, кино (пусть и примитивное), ввязывались в партийную борьбу, экономические аферы, заговоры и восстания. А Викниксор? Его роль в том, что он понял природу этой артистической стихии, пытался ей способствовать, но главное — не мешал.

Киношный вымысел оказывается обыденным: из всего богатства шкидской жизни в сценарии оставлена только эксцентрика бузы, да и та преодолевается «перековкой». А факты, приведенные в повести, воспринимаются как нечто небывалое. Вымысел сводится к воспитанию рядовых тружеников, реальная ШКИД рождает артистов и писателей. Замечательно сделанный фильм так и не поднялся над жанром советской идеологической комедии, а несовершенная книга вошла в литературу ХХ века как удивительный человеческий документ.

Школы имени Достоевского давно нет, многие из детей-актеров спились или просто умерли, а знаменитый Мамочка ходит весь в коже и без всякой повязки на глазу. Он говорит, что настроение беспризорного времени 20-х годов все равно осталось.

Александр Кавалеров, актер: «Был такой эпизод, когда пел песню с балалаечником, деньги таким образом зарабатывал. После этого в кадр входила монахиня большой кружкой, на которой было написано: «Пожертвуйте на храм». Женщина сильно мешала мне работать. Я бил ей под зад ногой и кричал на весь рынок: «Не отшибай клиентуру!»

Актер рассказал об эпизодах, которые были вырезаны. Первоначально Геннадий Полоко снимал 2-серийный фильм, но от него остались всего полтора часа. Все, что не устроило цензуру, было сожжено. Тогда говорили, что «Республика ШКИД» напоминает энциклопедию для хулиганов. Не помог даже абсолютно социалистический конец фильма.

Из Монолога композитора Сергея Слонимского:

- Л. Пантелеев выступал против картины "Республика ШКиД": он видел все иначе, по-своему, и с иной режиссерской трактовкой соглашаться не хотел. Ему не нравился Юрский в роли ВикНикСора. Ему вообще ничего там не нравилось! Кроме музыки. Правда, вначале Л. Пантелеев боялся, что я напишу какую-нибудь "левую" музыку, и мне пришлось ему отдельно петь песни "У кошки четыре ноги...", "По приютам я с детства скитался...", после чего он стал говорить: музыка - это да!.. А все остальное...

РежиссерГеннадий Полока
ПроизводствоСССР, 1966
В роляхВера Титова, Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников
ЖанрКомедия
ПОГОДА
Днем

Температура: 34 С°

Ветер: 3,33 м/с

Ночью

Температура: 19 С°

Ветер: 3,33 м/с

КУРСЫ ВАЛЮТ
 EUR   29.78
 RUB   0.44
 USD   25.93
05:30Квест
06:00НОВОСТИ 11 КАНАЛА
06:30Анекдоты по-украински
Телепрограмма:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 
ТЕЛЕПРОГРАММА ПРЯМОЙ ЭФИР ВАКАНСИИ О КАНАЛЕ
  ]