11 канал
25 апреля 2017 | 09:38

Із завтрашнього дня на Дніпропетровщині почнеться потепління Із завтрашнього дня на Дніпропетровщині почнеться потепління

24 апреля 2017 17:50

Наслідки стихійного лиха, що вирувало у Дніпрі минулого тижня, і досі ліквідовують. Та поламані дерева і підтоплення, які ще залишаються, вже не несуть жодної небезпеки. Про це звітували сьогодні дніпровські рятувальники.

18:00Дніпряни здали кров для пацієнтів Обласної дитячої лікарні
17:56В Обласній офтальмологічній лікарні провели вебінар, аби поділитися своїм досвідом з колегами
17:54Родина колишнього регіонала Олега Царьова програла суд проти переселенців
17:51У Нікопольському районі люди перекрили трасу на знак протесту проти вщент розбитих доріг
17:48Ботанічний сад підраховує втрати від негоди
НОВОСТИ АНОНСЫ ПРОГРАММЫ РЕКЛАМА

Поиск по алфавиту

Прощание с Петербургом

Художественный фильм «Прощание с Петербургом»

Летом 1857 года молодой австрийский композитор Иоганн Штраус приезжает в далекую Россию и встречает тут свою любовь. Аристократка Ольга Смирницкая становится его музой и вдохновляет композитора на рождение прекрасной музыки. Именно ей Штраус посвятил несколько своих сочинений.

Прокат – 2,6 миллиона зрителей.

Почетный диплом КФ трудящихся в Чехословакии.

"Ольга Смирнитская - адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса" - так называется книга австрийского музыковеда Томаса Айгнера. В ней два героя: венский композитор Иоганн Штраус и его русская возлюбленная - Ольга Смирнитская. История их романтической любви и составляет сюжет книги, адресованной не только и не столько музыковедам, сколько тем, кого занимают сентиментальные истории ушедших эпох, кто любит открывать тайны сердечных приключений. Письма Штрауса, впервые переведенные на русский язык, складываются в сюжет, богатый бурными страстями и исповедальными подробностями, близкий духу сентиментального романа.

Историю русской любви Штрауса нельзя назвать открытием. О ней российские зрители узнали лет тридцать пять назад, когда на экранах Советского Союза появился фильм Яна Фрида " Прощание с Петербургом ". Эта печальная мелодрама о красивой любви, гибнущей из-за сословных предрассудков, воспринималась тогда как плод фантазии замечательного сценариста Анатолия Гребнева. На фоне бескрайних российских просторов и роскоши имперских интерьеров под звуки прелестных вальсов бушевала любовь композитора-романтика и мечтательной барышни в исполнении Гирта Яковлева и Татьяны Бедовой...

"Живут лишь в России!" - письма с такими словами посылал Штраус на родину из далекого Павловска, куда приехал в 1856 году. То было его первое путешествие по России, открывшее в Павловске одиннадцать триумфальных летних сезонов. Гастрольному турне в Павловск предшествовал контракт музыканта с Дирекцией Царскосельской железной дороги, согласно которому ежедневно, за исключением одного дня в неделю, Штраус должен был дирижировать своим оркестром в павловском павильоне "Воксал". Железнодорожный транспорт еще пугал скоростями, его просто-напросто побаивались. Тогда-то и придумали гениальный рекламный ход: чтобы привлечь народ к новому виду передвижения, в железнодорожном вокзале устраивались музыкальные вечера. Расчет дирекции оказался прицельно верен, и уже через год летний Павловск становится музыкальной столицей, куда элегантных и состоятельных гостей все чаще привозят поезда.

В судьбе Штрауса-сына случилась такая история. Вальсы отца, Иоганна Штрауса-старшего, покорили Петербург. Супруга Николая I Александра Федоровна бережно хранила ноты переписанных от руки вальсов. В 1834 году русский император звал Штрауса-отца в Россию, но поездка не осуществилась - неведомая страна внушала страх. Александра Федоровна познакомилась и с Иоганном Штраусом-сыном. Это произошло в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: "Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее". В довершение сказанного подарила юному композитору, которого признала музыкальным преемником отца, бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой - посвятил ее величеству "Варшавскую польку".

Российская слава Штрауса, кажется, не знает границ: его приветствуют высочайшие особы и боготворят меломаны. Окружают влюбленные улыбки и восхищенные глаза, тосты и восторги. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. Успех измеряется и нарушением привычного образа жизни Павловска, где в цветочных магазинах составляются букеты, которым присваиваются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос "Штраус", а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически "а'ля Штраус".

Итак, едва разменявший четвертый десяток Штраус получает в России полную свободу творчества и значительные гонорары. За ним прочно следует слава ветреного ловеласа и нарушителя спокойствия женских сердец. "Северная пчела" и "Голос", "Отечественные записки" и "Искра" публикуют не только статьи и отзывы о его выступлениях, но и карикатуры и фельетоны. Газетные страницы гласят, что совсем скоро темпераментный маэстро "в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из нежных записок восторженных поклонниц". Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - "Кадриль на стрельнинской террасе", " Прощание с Петербургом ", вальс "Воспоминания о Павловске", "Полька-Нева".

Ольге Смирнитской едва исполнилось двадцать. Воспитанница института благородных девиц проводит лето на даче в Павловске вместе с родителями и младшим братом. В полном соответствии с модой времени увлекается литературой и музыкой, сочиняет романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Кольцова. Печально-сентиментальные мелодии, написанные девушкой, ожидающей любви и готовой к встрече с ней, таят в себе предчувствия разочарований. И неженатый красавец-композитор становится идеальным объектом обожания.

Нет никаких сомнений в том, что прелестная Ольга - из числа почитателей Штрауса. Она часто бывает среди павловской аристократической публики вместе с родителями. Почему непременно с родителями? Да потому, что дворянским происхождением чопорная чета Смирнитских необычайно гордится, стараясь навек позабыть о купеческих корнях матери семейства. Так люди, перебравшиеся в столицу, всегда кичились своей "пропиской".

Сведения о том, когда были представлены друг другу Штраус и Ольга, остались для потомков тайной. Томас Айгнер небезосновательно полагает, что их знакомство относится к лету 1858 года, когда Штраус открыл свой третий "русский сезон". Во время концерта среди слушателей "Воксала" Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: "Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки". Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы.

Итак, избалованный успехами у женщин, созданный, казалось бы, для поклонения и любовных авантюр, Иоганн Штраус полюбил лукавую, милую и непосредственную Ольгу. Он сам почти удивлен нахлынувшей на него страстью. Для образованной девушки, умевшей слушать и понимать, это было первым, желанным и долгожданным чувством.

Отношения по условиям света должно было скрывать, что они и делали. Иногда она своими романсами отвечала на его письма, а он откликался на ее призывы, обыгрывая в своих опусах ее мелодии. Но истинная жизнь влюбленных воплотилась в письмах. Драматургия эпистолярия почти идеальна - от первых галантных объяснений композитора, восторженных обращений: "мой ангел", "любимое дитя мое", "мой идеал", клятв: "свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова.

На пути ликующей любви, герои которой так хитро - музыкой, названиями сочинений, взглядами, тайными "конфетками", содержанием которых были записки, - плетут вязь своих отношений, возникли непреодолимые препятствия. В минуты встреч они мечтают о будущем, клянутся в вечной любви. Кажется, эта романтическая любовь в духе галантной литературы была обречена на трагический исход. Сословные предрассудки родителей Ольги (к своему дворянству они относились трепетно) не допускали мезальянса, брака дочери с музыкантом "простого происхождения" (он - "из вечно странствующего народа", да еще и иностранец!). Помимо социального неравенства родителей смущал шлейф покорителя женских сердец, преследовавший Штрауса, ведь Павловск судачил об одной любовной истории композитора. Это, конечно, не устраивало родителей, но была и еще одна причина - в России Штраус часто болел, и врачи предсказывали ему скорую гибель. В одном из писем он сообщает Ольге, что доктора отвели ему на жизнь всего два года.

Поначалу Ольга, как преданная дочь, не решалась ослушаться родителей, боялась расстроить их. Штраус, как и положено, встретился с матерью Ольги, дамой властной и своенравной, не допускавшей никаких самостоятельных решений дочери. Визит поверг влюбленного в ужас. Встретив глухое непонимание, он почувствовал себя оскорбленным". Штраус так и не предпринял попытки объяснения с отцом Ольги, который, как и мать, настаивал на разумном выборе дочери

Надо сказать, что и сам Штраус был послушным сыном: матушка всегда пугала Иоганна потерей свободы, которую неминуемо влечет за собой брак. Она боялась, что женитьба Иоганна, да еще в далекой России, отведет его от известного семейного братства, которое нередко именовали "Штраус и сыновья". Если верить письму Штрауса, он сумел убедить мать. Не получив согласия родителей Ольги, влюбленные по совету друзей хотели бежать, но девушка никак не могла решиться. Дочерний долг победил мечту о побеге, когда умер брат Ольги, и в такой ситуации она приняла решение не оставлять родителей.

Ольга на два десятилетия пережила Штрауса. Вскоре после расставания с композитором она вышла замуж за юриста Александра Лазино-Лозинского, с которым прожила в браке более 60 лет и ушла из жизни через неделю после смерти супруга. В их отношениях не было никаких романтических чувств, почти как у Чехова - "они женились и были несчастливы". Ольга родила четырех сыновей, один из которых страдал расстройством рассудка, второй свел счеты с жизнью в молодые годы.

Иоганн Штраус, пройдя через три брака, не подарившие ему детей, тоже не обрел ни счастья, ни семейного уюта. Всю свою жизнь он хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования.

Мелодии Штрауса и сегодня звучат в Павловске, городе славных музыкальных традиций. А в сквере, рядом с Павловским дворцом и парком, летом 2003 года установлен бронзовый памятник: Иоганн Штраус играет на скрипке.

РежиссерЯн Фрид
ПроизводствоСССР, 1971
В роляхГирт Яковлев, Татьяна Бедова, Василий Меркурьев
ЖанрМелодрама
ПОГОДА
Днем

Температура: 14 С°

Ветер: 7,22 м/с

Ночью

Температура: 4 С°

Ветер: 7,22 м/с

КУРСЫ ВАЛЮТ
 EUR   28.94
 RUB   0.48
 USD   26.67
09:00В поисках истины
09:50Звездная жизнь
10:40Звезда YouTub'а
Телепрограмма:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 
ТЕЛЕПРОГРАММА ПРЯМОЙ ЭФИР ВАКАНСИИ О КАНАЛЕ